МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМ – КАК СТИЛЬ ЖИЗНИ В АЗЕРБАЙДЖАНЕ

Мамедзаде Рияд Элдар оглы
Начальник отдела международных проектов
Фонд «Знание» при Президенте
Азербайджанской Республики



МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМ – КАК СТИЛЬ
ЖИЗНИ В АЗЕРБАЙДЖАНЕ


Эта статья про такие понятия как мультикультурализм и толерантность. Про то, как эти понятия появились и развивались в Европе. Текущая ситуация на Западе и сравнительный анализ Западного и Азербайджанского мультикультурализма.
Ключевые слова: мультикультурализм, толерантность, Европа, Азербайджан.

«Государство гарантирует равенство прав и свобод каждого независимо от расы, национальности, религии, языка, пола, происхождения и убеждений. Запрещается ограничивать в правилах и свободах человека и гражданина, исходя из расовой, национальной, религиозной, языковой принадлежности, пола, происхождения, убеждений, политической и социальной принадлежности» [см. 1].
Мульти­куль­ту­ра­лизм — политика, направленная на сохранение и развитие в отдельно взятой стране и в мире в целом культурных различий, и обосновывающая такую политику теория или идеология.
Мульти­куль­ту­ра­лизм противопоставляется концепции «плавильного котла», где предполагается слияние всех культур в одну. В качестве примеров можно привести Канаду, где культивируется подход к различным культурам как частям одной мозаики, и США, где традиционно провозглашалась концепция «плавильного котла», но в настоящее время более полит-корректной признана концепция «салатницы».
Мульти­куль­ту­ра­лизм — один из аспектов толерантности, заключающийся в требовании параллельного существования культур в целях их взаимного проникновения, обогащения и развития в общечеловеческом русле массовой культуры. Идея мульти­куль­ту­ра­лиз­ма выдвигается главным образом в экономически развитых странах Запада, где наблюдается значительный приток иммигрантов. В современной Европе мульти­куль­ту­ра­лизм предполагает, прежде всего, включение в её культурное поле элементов культур иммигрантов из стран «третьего мира».
По мнению ряда зарубежных и российских культурологов и социологов, к 2010-2011 годам сама идея и политика мульти­куль­ту­ра­лизма, особенно в Европе и России, вошла в кризисную стадию. В этот же период прозвучали резкие заявления лидеров Германии, Франции и Великобритании о провале политики мульти­куль­ту­ра­лизма в Европе. В частности премьер-министр Великобритании Дэвид Камерон призвал ограничить возможности миграции внутри ЕС, а после решительного отказа Брюсселя рассматривать этот вопрос, заявил о возможном выходе страны из Европейского союза.
Критики мульти­куль­ту­ра­лиз­ма утверждают, что в итоге получается полное разрушение многовековых культурных устоев, развитых культурных традиций, так как подобное смешение всегда ведёт к усреднению. По их мнению, если низкий уровень культурного развития мигрантов, несомненно, повышается, то высокий уровень культуры целевой страны мульти­куль­ту­ра­лиз­ма неизменно падает.
В 2010-е годы ряд лидеров европейских стран, придерживающихся правых, правоцентристских и консервативных взглядов (А. МеркельД. КамеронН. Саркози), заявляли, что считают политику мульти­куль­ту­ра­лиз­ма в своих странах провалившейся.
Критики мульти­куль­ту­ра­лиз­ма могут стоять на позиции культурно-социальной интеграции различных этнических и культурных групп в соответ­ствии с существующими законами и ценностями страны. Помимо этого, критики могут настаивать на ассимиляции различных этнических и культурных групп, приводящей в итоге к единой национальной идентичности.
 Проблема взаимодействия культур – тема не только актуальная, но и очень деликатная. В 1990-е гг. мы стали свидетелями сильной ее идеологизации и политизации. Сторонники леволиберальной традиции говорили о равенстве культур как о состоявшемся феномене и свершившемся факте. Их оппоненты, приверженцы правоконсервативных взглядов, активно отрицали тезис о равенстве культур. Более того, они продолжают скептически относиться к самой возможности конструктивного диалога культур. Тем не менее, за последние годы прошли сотни форумов и конференций, симпозиумов и семинаров, затрагивавших темы (в разных вариациях и с разными акцентами) «Мы – Другие», «Диалог культур» или «Диалог цивилизаций». Интеллектуальная элита активно осваивала ресурсы, дискутируя о содержании и форме подобного «диалога». Результаты подобных усилий сравнимы с теми, что были получены после многолетних поисков в середине 1990-х гг. «национальной идеи». В последние годы проблема взаимодействия культур приобрела особую актуальность многих странах Западной Европы, Северной Америки и в Австралии. «Стихийные» бунты, прокатившиеся в ряде государств, включая Россию, где предпринимались практические меры по реализации политики мультикультурализма, заставили общественность вновь обратить внимание на проблемы межкультурного взаимодействия. Почему после стольких усилий либеральных реформаторов и экспериментаторов выросло поколение людей, использующих культурные различия для оформления протестных действий? Почему в демократических режимах не всегда срабатывают механизмы разрешения межэтнических и межкультурных противоречий? Все громче голоса тех, кто говорит о том, что «всякий диалог культур пора прекращать, иначе цивилизация просто погибнет». «Другого» стали не просто опасаться, от него хотят «избавиться» и «не пускать». Означает ли это крах политики мультикультурализма, или речь идет о закономерном этапе ее эволюции? Проблема мультикультурализма имеет два аспекта: теоретический и практический. Теоретический имеет отношение к общественному дискурсу. Практический аспект связан с инструментами управления в мульти этнических, мульти культурных обществах. Термин «мультикультурализм» появился в конкретных исторических условиях в Канаде в 1960-е гг., и, по мнению некоторых аналитиков, именно там, политика мультикультурализма привела к реальным успехам и снижению напряженности в решении, например, вопроса о статусе франкоговорящего Квебека. Существует несколько определений «мультикультурализма». Российский академик В. А. Тишков предлагает выделять три сферы применения этого понятия. Первый уровень – описательного использования. Речь идет о характеристике общества, имеющего сложный этнический состав. Второй уровень лежит в нормативной или идеологической сфере. Третий уровень – это сфера политики. «… Идеология и желаемая нормативность претворяются в целенаправленное коллективное действие». Т.е. в мульти культурном обществе человек признает основные различия между культурами, но при этом сохраняет лояльность к единой политической системе. Таким образом, мульти культурность позволяет признавать наличие культурных различий у разных групп населения в обществе. Более того, либералы убеждены, что много культурность способствует взаимопроникновению и синтезу культур. Таким образом, для существования в многонациональном обществе, чтобы понимать и принимать других, необходимо уважать собственную культуру, быть уверенным в ее ценном и позитивном значении. Но для этого очень важно не замыкаться внутри группы.
Однако на практике мы наблюдаем, что даже для современного урбанизированного человека не так уж просто признавать существующие основные культурные различия. Это создает условия для развития национализма, дискриминации и ксенофобии. История показала, что политика мультикультурализм – как либеральный инструмент управления социально-экономическими процессами и образованием в многонациональных обществах не везде была эффективной. Какие условия заставили некоторые страны опробовать инструменты политики мультикультурализма? Вторая половина ХХ в. – это время активной миграции населения. Но в этом явлении не было ничего нового. Новое заключалось в развитии информационных технологий и повышении роли средств массовой информации. В Европу и Северную Америку направляются сотни тысяч мигрантов, со своей их жизнью, проблемами, трагедиями и требованиями, которые становятся миллионам избирателей. Основным результатом этнической миграции становятся межкультурные контакты на групповом уровне. Этнические мигранты вступают в длительное межкультурное взаимодействие с представителями доминирующей группы, но уже в новых условиях постиндустриального общества. Проявляется это не только на бытовом, но и на «производственном» уровне. Таким образом, общение или не общение «с другим» больше не являлось предметом свободного выбора. Глобальная экономика потребовала не просто присутствия «другого», но и активного его участия в производственной цепочке. В этих условиях, некоторые страны выбрали мультикультурализм, как стратегию построения «нового общества». Однако, наблюдая за сложными процессами, происходящими во Франции, Канаде, Австралии, Бельгии, США, Германии и ряде других стран, открывших свои границы для мигрантов, становится очевидным, что результаты политики мультикультурализма не столь однозначны. Её противники подчеркивали, что мультикультурализм «формирует фольклорный образ представителей различных этнокультур, способствуя «не диалогу культур», а их конфликту». Так 12 Пространство и время в мировой политике и международных отношениях называемое равенство культур, на практике подразумевало определенное «ущемление» прав коренной, доминирующей культуры, лишь потому, что она изначально была «доминирующей». Это заложило основу для неприязни и недоверия между носителями «традиционной» и «пришлой» культурами. Что же мешает бесконфликтному взаимодействию культур? Исследования стратегии поведения человека в межгрупповых отношениях показывают, что для формирования у человека ощущения безопасности и стабильности, ему приходится выбирать ту стратегию поведения, которая восстанавливает или сохраняет позитивную этническую идентичность. Другая стратегия члена группы меньшинства заключается в согласии принять предложенную доминирующей группой самоидентификацию. Третья стратегия заключается в смене группы. Итак, исследователи выделяют три основных типа этнической самоидентификации: этноцентризм, полиэтнизм, трансэтнизм. Этно - центризм означает ориентацию личности только на свою этническую общность. Именно с ней человек связывает свои ожидания и жизненные планы. Полиэтнизм характеризуется равноценным отношением к нескольким этносам, знанием или желанием знать несколько языков, желанием пребывать одновременно в двух или нескольких средах. Полиэтнизм характеризуется вариативностью своего проявления. Трансэтнизм встречается реже. В этом случае, человек, не причисляя себя ни к одной нации, относит себя ко всему человечеству, выходя на над - этнический уровень представления о своем «Я» как о члене международного сообщества. Факторы, препятствующие эффективной реализации политики мультикультурализма: Историческая память, которая является одним из главных признаков существования нации. Историческая память материализуется в преданиях и укладе, проявляясь во всех сферах: культурной, религиозной, хозяйственной, государственной. Большую роль в жизни любой нации играет национальная культура, национальный язык и чувство собственного национального достоинства. Национальная культура, которая может быть представлена как совокупность материальных и духовных ценностей нации, а также практикуемых ею основных способов взаимодействия с природой и представителями других этнических групп [см. 2].
В Азербайджане мы имеем где-то схожую, а где-то в корни расходящаяся с Западом историю и постановку вопроса развития мультикультурализма.
Мультикультурализм существовал в Азербайджане  как совокупность ценностей,  которые сформировались на протяжении столетий,  но в тоже время не выходили за рамки художественной, морально психологической плоскости. A в настоящее время мультикультурализм является не имеющим альтернативы образом жизни в стране.
Азербайджан исторически  был пространством, где представители разных народов и религий жили в атмосфере мира и дружбы. Сегодня Азербайджан известен в мире не только как  страна с богатыми энергоресурсами,  но и как приверженное принципам гуманизма, толерантное и мультикультуральное государство.
Благодаря политической воле лидеров страны Азербайджан восстановил  в правовой и политической плоскости традиции толерантностии мультикультурализма, которыми обладал исторически.
В результате оценки мультикультурализма в качестве  одного из основных компонентов государственной политики, 15 мая 2014 года указом президента Азербайджана был создан Бакинский Международный Центр Мультикультурализма. Основная цель центра - обеспечивать сохранение толерантности  и культурного, религиозного, лингвистического разнообразия, а также популяризировать Азербайджан в мире как центр мультикультурализма, исследовать и стимулировать существующие модели.
“В современном мире альтернативы мультикультурализму нет. Так как абсолютное большинство стран мира - это многонациональные страны.  Если мультикультурализм потерпел крах, то тогда что может стать альтернативой ему? И это очень ясно. Это дискриминация, расизм, ксенофобия и антисемитизм» - Ильхам Алиев, Президент Азербайджанской Республики [см. 3].

­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­
–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
1.    Конституция Азербайджанской Республики, статья 25.
2. М. И. Рыхтик, Мультикультурализм и проблема взаимопонимания: что нужно делать?
3. Речь Президента Азербайджанской Республики Ильхам Алиева в рамках IV. Бакинского Гуманитарного Форума.
 –––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
This article is about concepts such as multiculturalism and tolerance. About how these concepts emerged and developed in Europe. Current situation in Europe and comparative analysis between European and Azerbaijani model of multiculturalism.

Key words: multiculturalism, tolerance, Europe, Azerbaijan.

Comments

Popular posts from this blog

Post-modern satanocratia

20 yanvar hadisələri...

Открытое письмо Макаревича Путину